23.05.2019 13:38
Аналитика.
Просмотров всего: 3025; сегодня: 1.

Российский потребитель 2019: накопилась усталость

Российский потребитель 2019: накопилась усталость

Индекс потребительских настроений снова в зоне пессимизма «Коммуналка», лекарства, продукты питания, мобильная связь и образовательные услуги, - самые неэластичные категории потребительских расходов.

Компания GfK провела исследование потребительских настроений в России. После недолгого периода оптимизма и надежд, потребительские настроения в 2019 полны пессимизма. В целом российские потребители считают, что с начала кризиса в 2015 году их экономическое положение не улучшилось. И это главная причина, почему потребитель вновь чувствует себя в кризисе.

По данным исследования GfK, худшие показатели настроений российского потребителя отмечались в 2015 году, - на этот период пришелся пик экономического кризиса. Они заметно улучшились в период выхода из кризиса в 2017 году, но вновь ухудшились в 2019 году. По итогам замеров во втором квартале 2019 года Индекс потребительских настроений составил 96 пунктов из 200 возможных. Чуть выше показатели индекса в Москве, где он составил 99 пунктов, но и здесь ситуация видится потребителю как стагнирующая.

Александр Демидов, генеральный директор (СЕО) GfK Rus, комментирует результаты исследования: «Понятно, что в пик кризиса в 2015 г. потребительские настроения были на самом низком уровне. В 2017 году у россиян появилась надежда на улучшение ситуации, но к 2019 году выяснилось, что на потребительском уровне она не реализовалась: доходы населения продолжали падать, покупательная способность – снижаться. Сегодня потребитель ощущает, что кризис еще продолжается и будет продолжаться длительное время».

Так, на вопрос о том, как изменилось материальное состояние за последние 12 месяцев, в 2015 году только 11% ответили, что оно улучшилось, 39% ответили, что ухудшилось. В 2017 году доля тех, чье «положение улучшилось» выросла до 16% и осталась на том же уровне в 2019 году. По итогам исследования в 2019 году 29% отметили, что «положение ухудшилось». Надежды на улучшения материального положения в будущем в 2015 году выразили 17% населения, в 2017 г. – 26%, а в 2019 г. их доля вновь снизилась до 23%.

Аналогичная картина и с оценкой экономических условий в стране в следующие 12 месяцев. Самые низкие показатели были в 2015 году, они улучшились в 2017 г. и вновь просели в 2019 г. В 2019 году 33% опрошенных россиян сообщили, что считают экономические условия в стране плохими. Хорошими их считают 27% участников исследования.

И даже среднесрочные перспективы национальной экономики на ближайшие 5 лет видятся участниками исследования пессимистично. Почти каждый четвертый (24%) считает, что ситуация в национальной экономике может ухудшиться в ближайшие 5 лет.

Интересно, что в 2015 году доля тех, кто сообщил «кризис коснулся меня лично» был ниже (43%), чем в 2017 и 2019 годах (55% и 53%). Вероятно, происходит накопление усталости потребителей, а также доли тех, кого кризис затронул, и этот процесс продолжается.

В 2015 году 29% россиян полагали, что кризис продлится долго, 4 года и более. Большая же часть населения считала, что кризис закончится раньше, и все восстановится. Однако эти надежды не сбылись, и в 2019 году большая часть населения полагает, что последствия кризиса будут продолжаться еще длительное время.

Выросла и готовность россиян быстро реагировать на потенциальное ухудшение экономический условий. Так, в 2017 и 2019 гг. даже больше россиян, чем 2015 году, сообщили, что в случае ухудшения материального положения, были бы готовы отказаться от дорогостоящих покупок и сервисов, таких как покупка недвижимости, автомобиля, ювелирных украшений; посещение баров и ресторанов; путешествия.

Категории, от чего россияне не готовы отказываться, это оплата коммунальных расходов, покупка лекарств, продуктов питания, мобильной связи и образовательных услуг.

Измерение настроений российского потребителя проводится на основе данных индекса потребительских настроений, который складывается из оценок потребителями состояния национальной экономики и ожиданий в отношении ее развития на ближайшие 12 месяцев, оценок собственного финансового состояния сейчас и ожиданий на ближайшие 12 месяцев, а также оценок целесообразности крупных покупок в текущий момент.


Ньюсмейкер: GfK Rus — 52 публикации
Сайт: gfk.ru
Поделиться:

Интересно:

В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
18.04.2024 18:13 Новости
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
Киностудия «Ленфильм» завершила съемки нового короткометражного фильма – «Блокадный Трезорка». Картина создается по мотивам одноименного рассказа петербургского писателя Александра Смирнова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В годы блокады Ленинграда произошло немало удивительных...
Исторические памятники в московских парках
18.04.2024 09:02 Новости
Исторические памятники в московских парках
Столичные парки не просто места для прогулок и досуга: многие из них хранят память о царях, графах, меценатах и советских воинах.  Деревянный домик Петра I, «Грот», украшенный ракушками со всего мира, и березы партизан — столичные парки представляют собой своего...
Завтра стартует субботник по благоустройству воинских захоронений
17.04.2024 18:08 Новости
Завтра стартует субботник по благоустройству воинских захоронений
18 апреля стартует всероссийский субботник по благоустройству памятных мест и воинских захоронений. Волонтеры приведут в порядок памятные места, посвященные защитникам Отечества, мирным гражданам, погибшим от рук нацистов в годы войны. Традиционно накануне Дня Победы «Единая Россия» и...
Как не попасть в сети кибермошенников
17.04.2024 16:24 Интервью, мнения
Как не попасть в сети кибермошенников
О профессиональной работе Следственного Комитета РФ по раскрытию сложных, тщательно замаскированных киберпреступлений рассказывается в очерке Александра Звягинцева, Заслуженного юриста РФ, Заслуженного работника прокуратуры РФ, секретаря Союза писателей РФ, заместителя директора Института...
Куда уехать от сезонной аллергии рассказали туроператоры
17.04.2024 10:36 Аналитика
Куда уехать от сезонной аллергии рассказали туроператоры
Для одних людей май-июнь – прекрасное время цветения, для аллергиков же – страшный сон. Куда можно уехать в путешествие, чтобы переждать сезонное явление, рассказали туроператоры. Эксперты назвали и санатории, в которых есть программы для лечения аллергических заболеваний...